ЭТАПЫ КИНОПРОИЗВОДСТВА

Кинопроизводство включает в себя творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства, продвижение на рынке. Характер фильма определяет размеры и тип съемочной команды, необходимой для создания кино.

Этапы кинопроизводства

Производственный цикл создания фильма состоит из пяти основных этапов:

  • Проектирование (development)
  • Предварительная подготовка (pre-production)
  • Съемки (production)
  • Пост-производство (post-production)
  • Распространение (sale)

Проектирование

Продюсер фильма находит историю, подготавливает краткий конспект в виде пошагового описания сцен, с акцентом на драматургию. Это от 25 до 30 страниц описания сюжета, настроения и характера сцен, с краткими диалогами и описанием декораций, часто содержащих наброски в виде рисунков, чтобы наглядно представить ключевые моменты.

Сценарий пишется в течение шести месяцев, возможно, переписывается несколько раз, чтобы улучшить драматизм, ясность, структуру, характеры, диалоги и общий стиль сюжета.

Краткое представление фильма представляется потенциальным финансистам. Финансовая поддержка предоставляется, как правило, крупными киностудиями и телеканалами, фондами поддержки кино, министерством культуры или независимыми инвесторами. Согласовывают сделку и подписывается контракт.

На этом этапе решается решается вопрос о покупке авторских прав на сценарий, музыкальные произведения, стихи и пр.

Предварительная подготовка

В предварительной подготовке фильм проектируется и разрабатывается план. Формируется съемочная группа и производственные отделы. Художники-иллюстраторы и художники-постановщики создают эскизы для визуального планирования сцен перед съёмкой. Также будет учтен бюджет фильма в проектировании сцен, составе актеров, используемой кинотехнике, спецэффектах  компьютерной графике.

Продюсер нанимает людей для выполнения следующих функций:

  • Режиссер, несет главную ответственность за съемку фильма и управляет творческим процессом.
  • Ассистент режиссера, руководит планированием съемок и следит за материально-техническим обеспечением съемок.
  • Руководитель кастинга, занимается подбором актеров.
  • Управляющий по месту съемки – готовит натурные и интерьерные объекты для съемок.
  • Руководитель производства, следит за бюджетом и графиком съемок, ведет отчетность.
  • Оператор-постановщик (кинооператор), выполняет съемку сцен фильма вместе с режиссером, его ассистентом и со звукорежиссером.
  • Арт-директор, отвечает за декорации, костюмы, грим, укладку волос и пр.
  • Дизайнер-технолог, создает декорации, костюмы, грим и прически, подчиняется арт-директору.
  • Художник-постановщик, создает рисунки, чтобы помочь режиссеру и дизайнеру-технологу доносить свои идеи до съемочной команды.
  • Звукорежиссер, записывает звук во время съемок. Сотрудничает с режиссером, оператором, ассистентом режиссера.
  • Звукооператор, занимается звуковыми эффектами.
  • Композитор, пишет музыку для фильма.
  • Хореограф-постановщик, создает и координирует движения, танец, борьбу.

Съемки

Съемочная группа расширяется. В работу включаются мастер по съемочной технике, руководитель по сценарию, помощники режиссера, оператор-постановщик, редактор изображения и редактор звука, консультанты, хлопушка, дольщики, пиротехники, операторы по свету, парикмахеры, гримеры и другие должности с учетом особенностей фильма.

Актеры репетируют сцены под руководством режиссера. Затем сцены вновь репетируют и согласуют со съемочной группой. Затем, снимается сцена с необходимым количеством дублей.

Руководитель по сценарию, операторы изображения и звука в своих отчетных листах отмечают каждый дубль как удачный или неудачный и отмечается вся необходимая информация о дубле.

Когда сцена снята, съемочная группа демонтирует декорации. Режиссер утверждает график съемок на следующий день и составляются отчеты руководителей по сценарию, звуку и изображению. Актеры и съемочная группа информируется о том, где и когда будет проходить следующий съемочный день.

Режиссер этим же вечером просматривает результаты съемок, иногда консультируясь с руководителями отделов и актерами.

Пост-производство

В кинопроизводстве разделяют 2 способа монтажа: внутрикадровый (линейный) монтаж и межкадровый (нелинейный) монтаж.

В линейном монтаже урезают сцены в видеоматериале без нарушения их последовательности.

При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты, после чего фрагменты записываются в нужной последовательности. При этом фрагменты могут быть существенно урезаны.

Первой задачей редактора-монтажера является в грубой форме нарезать и собрать сцены. Отсеивается мусор. Затем более детальная работа с кадрами и создание видеорассказа. Режиссер и продюсер фильма просматривают результаты и утверждают его. Редактор заполняет документ, содержащий список нарезанных сцен с описанием исходных отснятых кадров для финального монтажа.

Смонтированный фильм передается в звуковой отдел, где звукорежиссёр синхронизирует голоса, звуковые эффекты, музыку, фон и пр. Если качество синхронной звукозаписи не удовлетворяет режиссёра, проводится озвучивание фильма в студии. На экран выводится изображение, проводятся репетиции. Актёры добиваются, чтобы артикуляция на экране совпадала с произносимым звуком. Записывается фонограмма. Затем её монтаж и синхронизация.

Видео и звук компонуются в низкокачественная проба фильма. После просмотра, фильм дорабатывается до высокого качества пробы.

Наконец, набирают фокус-группу для просмотра фильма,  и по её отзывам проводятся дополнительные доработки и изменения.

Распространение

Изготавливается нужное количество копий фильма на нужных носителях. Организовывается рекламная компания: Интернет, пресс-релизы в специализированные издания, интервью с представителями прессы, ТВ каналы, кинотеатры, плакаты и др.

Организовывается предварительный просмотр фильма или он привозится на кинофестивали. Создается веб-сайт о фильме. Фильм демонстрируется в кинотеатрах. Спустя несколько месяцев организуется ТВ показ, а затем в Интернет. Любая прибыль делится между дистрибьютором и продюсером.

Далее заключаются договора с производителями игр, игрушек и товаров, с издательствами и другими компаниями об использовании художественных элементов фильма для рекламы, развития брендов и т.д.

БЮДЖЕТ ФИЛЬМОВ

В советское время был снят фильм “Война и мир”, который по бюджету доступен только целому могучему государству, такому как СССР. Голливудские картины снимаются с бюджетом  $200 – 300 млн. В России вышел в прокат очень дорогой по российским меркам фильм “Сталинград” с бюджетом $30 млн.

Другая крайность – авторское кино, которое снимается при полном отсутствии бюджета. Хотя это заблуждение, что бюджет отсутствует. Затраты всё равно есть. Просто они не записаны на бумаге. И часто возникают обязательства финансовые и моральные обязательства перед участниками творческого процесса.

Средний бюджет российского фильма – $1-3 млн.

В том числе затраты на этапы:

  • Проектирование (development)   –  10-20 %   или  от $0,1-0,6 млн., в том числе покупка авторских прав.
  • Предварительная подготовка (pre-production)  – 10-20 %   или  от $0,1-0,6 млн.
  • Съемки (production)  –   20-60 %   или  от $0,2-1,8 млн. Зависит от состава актеров, съемочной техники, киноэкспедиций и т.д.
  • Пост-производство (post-production) – 10-20 %   или  от $0,1-0,6 млн.
  • Распространение (sale)  – 10-20 %   или  от  $0,1-0,6 млн. Иногда этот этап сравним по затратам с суммой всех предыдущих затрат.

Для того, чтобы в российской действительности определить точную сумму, нужно оплатить затраты на Проектирование в размере 3-10 млн. руб., и уладить все вопросы с авторскими правами. Здесь же может быть посчитан примерный бюджет фильма.

Затем оплачивается этап Предварительной подготовки. На этом этапе готовится проектная документация, где описывается каждый шаг участника производства этого фильма и составляется смета. Объем и детализация документов аналогична как и для строительства дома. Мы уже почти точно знаем: что, где, когда мы снимаем, кто в этом участвует и что мы используем при этом. На этом этапе мы узнаем более или менее точную сумму бюджета фильма и составим четкий план действий творческой группы на площадке.

Указанные выше цифры – условные. Они изменяются от проекта к проекту. Однако, для того, чтобы снять фильм, нужно оплатить затраты по каждому этапу, также как и при строительстве дома.

filmmaking-process_news

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *