ЭКОНОМИКА РОССИЙСКИХ НПЗ

СИСТЕМА «60-66-90-100» КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ.oil-refinery-1

Система «60-66-90-100» стала первым шагом в реформировании налогового режима нефтяной отрасли. Она позволила улучшить экономику нефтедобычи и запустить процесс модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

Сегодня очевидно, что для достижения долгосрочных целей в добыче и переработке нужно сделать следующий шаг и определить сами принципы развития налоговой системы.

В данном исследовании мы даем оценку результатам введения системы «60-66-90-100» и рассматриваем сценарии развития российской нефтепереработки при различных вариантах таможенного регулирования и модернизации отрасли.

Разнонаправленные решения в отношении таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в последние 10 лет давали неверные сигналы в отношении долгосрочной экономики переработки. В частности, первичная переработка стала выгодней экспорта сырой нефти. В результате в России существенно увеличивались объемы переработки при сохранении отсталой конфигурации НПЗ. При избыточном экспорте нефтепродуктов, прежде всего мазута и газойля, федеральный бюджет ежегодно недополучал 10-20 млрд. долл. из-за разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты.

Система «60-66-90-100» – это компромисс между нефтяными компаниями и различными ФОИВ, достигнутый в результате признания невозможности перехода на налогообложение финансового результата даже в средне- срочной перспективе.

При введении системы «60-66-90-100» ставилось несколько целей:

• в нефтедобыче – обеспечение рентабельности большего объёма запасов, поддержание добычи нефти;

• в нефтепереработке – стимулирование модернизации и закрытие неэффективной первичной пере- работки (прежде всего мини-НПЗ, в простонародье называемые «самовары»).

Предполагалось, что после введения этой системы вырастут добыча и экспорт нефти, в результате чего выпадающие доходы бюджета из-за снижения ставки пошлины на нефть будут компенсированы.

Введение системы «60-66-90-100» сыграло очень важную роль в эволюции налоговой реформы нефтяной отрасли. Из достоинств её принятия можно отметить следующие:

• несколько улучшилась экономика добычных проектов, в первую очередь браунфилдов;

• выравнивание пошлин на светлые нефтепродукты на уровне 66% и заявление о повышении с 2015 года ставки на темные нефтепродукты до 100% от пошлин на нефть обеспечило существенный экономический стимул к модернизации;

• введение в 2015 году пошлин на мазут на уровне пошлин на нефть может, наконец, создать в России межтопливную конкуренцию в секторе электро- и теплоснабжения и замедлить рост тарифов на газ и электроэнергию для потребителей.

В нефтедобыче объективно оценить реальный эффект от снижения предельной ставки экспортной пошлины на нефть 65% до 60% за прошедший год невозможно. По-видимому, некоторая часть маржинальных проектов по бурению и применению ГТМ на браунфилдах стала рентабельной, однако приоритетность инвестиционных проектов по отдаче на вложенный капитал не изменилась. В условиях финансовых ограничений по объёму инвестиций эти проекты могли остаться не реализованными.

Новых добычных проектов, которые запустились бы толь- ко благодаря снижению предельной ставки экспортной пошлины на нефть, в России нет. Все крупные гринфилды и так получали адресные льготы по экспортной пошлине и НДПИ, поэтому дополнительный эффект от снижения пошлины на 31 долл./т на принятие инвестиционных решений не влияет.

При цене на нефть выше 90 долл./барр. (для НПЗ, расположенного в центральном регионе) структура пошлин по-прежнему стимулирует первичную переработку, при- чем в момент принятия решений по формуле «60-66-90» это уже было очевидно (формула действует до 2015 г.). В результате объём переработки продолжил расти – следовательно, обещанный Минфину эффект не был достигнут.

Режим «60-66-90» стимулирует не только увеличение загрузки существующих мощностей первичной переработки, но и строительство новых, в том числе НПЗ простой конфигурации. Однако, учитывая выравнивание с 1 января 2015 года пошлин на тёмные нефтепродукты и нефть, строительство новых простых НПЗ может окупиться только при расположении в пределах 500 км от границы (порта) и ориентировании на переработку лёгкой нефти или газового конденсата.

На сегодняшний день рассматривается строительство более 70 млн т новых мощностей первичной переработки. По нашим оценкам, далеко не все из них экономическирентабельны в условиях «60-66-90-100» даже при наличии региональных премий в оптовой цене бензина к экспорт- ному паритету.

Установление предельной ставки пошлины на бензины на уровне 90% от ставки пошлины на нефть не связано с налоговой реформой, а рассматривалось как временная мера для ликвидации дефицита бензина в пиковый сезон.

Одним из долгосрочных последствий введения ставки экспортной пошлины на бензины на уровне 90% от пошлины на нефть является снижение инвестиционной привлекательности строительства установок каталитического крекинга по сравнению с установками гидрокрекинга. Это означает, что происходит искусственное стимулирование производства дизельного топлива, которого в России избыток, при сохранении риска возникновения дефицита бензина при недостаточном уровне модернизации отрасли.

В случае возникновения сезонных дефицитов бензина на внутреннем рынке будут складываться премии к экспортному паритету. Ликвидация дефицита возможна за счет конвертации прямогонного бензина (которого к 2020 году будет производиться около 20 млн. т) в высокооктановый автобензин. Экономика соответствующих проектов будет эффективна при премиях свыше 50 долл./т и ликвидации транспортных перекрестных субсидий ОАО «РЖД» по экспорту нафты по отношению к бензину.

Снижение риска дефицита бензина возможно при реализации политики дизелизации, аналогичной той, которая применяется в Европе уже свыше 30 лет. Необходимо дифференцировать таможенные пошлины на импортируемые автомобили в пользу дизельных транспортных средств и сохранить дифференциацию акцизов в пользу дизельного топлива. При этом следует внимательно отнестись к анализу баланса спроса и предложения на рынке зимнего и межсезонного дизельного топлива.

Выравнивание пошлин на тёмные и светлые нефтепродукты и сигнал о повышении пошлин на тёмные нефтепродукты до уровня пошлин на нефть с 1 января 2015 года обеспечили необходимый экономический стимул к модернизации (инвестиции в проекты по повышению глубины переработки). Кроме того, модернизация российских НПЗ сегодня происходит под административным давлением так называемых «четырёхсторонних соглашений».

В случае если планы компаний, зафиксированные в четырёхсторонних соглашениях, будут полностью реализованы, глубина переработки вырастет с 72% до 85%, а в стране сложится избыток бензина, рынка для которого сегодня нет.  Более того, производство свыше 110 млн т дизельного топлива с содержанием серы менее 10 ppm также создаст проблему сбыта в Европе, что одновременно с сокращением экспорта прямогонного мазута и ВГО окажет существенное влияние на загрузку вторичных мощностей и экономику европейских НПЗ.

Поскольку система «60-66-90-100» недостаточно оптимальна, в ближайшее время возможна её корректировка. Однако обязательства, принятые Россией при вступлении в ВТО, существенно ограничивают возможности Правительства РФ по выравниванию пошлин на нефть и нефтепродукты. В частности, пошлины на нефтепродукты не могут быть установлены выше 90% от предельных пошлин на нефть (определяемых по формуле со ставкой 65%) для бензинов и 66% для прочих нефтепродуктов.

Это означает, что сближение пошлин возможно только за счет понижения пошлин на нефть. Выпадающие доходы бюджета при этом могут быть компенсированы только за счет повышения НДПИ на нефть. Учитывая существование значительного количества льгот по НДПИ, а также ежегодное увеличение объёмов льготируемой нефти, точно оценить долгосрочные последствия таких решений достаточно сложно.

Тем не менее, сближение пошлин на нефть и нефтепродукты позволит изъять необоснованные сверхдоходы в переработке в пользу добычи, а также дополнительно простимулировать глубокую модернизацию НПЗ при отказе от неэффективных инвестиционных проектов на «самоварах». Оптимальные размеры соответствующих понижающих коэффициентов к ставке пошлины на нефть и новая ставка НДПИ должны быть посчитаны с учетом их влияния на объёмы переработки и выпуска бензина.

Полное выравнивание пошлин на нефть и светлые нефтепродукты выглядит нецелесообразным в связи с логистическим отставанием российских НПЗ, которое оценивается нами в среднем в 50 долл./т.

Текущая высокая маржа переработки и ожидаемая эффективность проектов модернизации в рамках действующего таможенного режима могут сыграть злую шутку с российской нефтеперерабатывающей отраслью. Полная реализация заявленных планов по модернизации может привести к риску создания избыточных мощностей и перепроизводства, с чем уже сталкивалась нефтепереработка США и Европы. Если государство пойдет на ужесточение таможенно-тарифного режима, произойдет снижение маржи переработки, что может сделать нерентабельными сегодняшние инвестиции и даже привести к операционной убыточности ряда НПЗ (прежде всего c плохой конфигурацией и большой удаленностью от рынков сбыта). На таких заводах объем переработки будет снижаться, а наименее эффективные НПЗ могут закрыться.

Кроме того, при выполнении заявленных планов модернизации и строительства новых мощностей первичной переработки объём последней вырастет до 296 млн т, что приведёт к сокращению экспорта сырой нефти и недозагрузке экспортных трубопроводных мощностей. В таком сценарии ОАО «АК «Транснефть» при перераспределении поставок может значительно сократить поставки нефти по экспортному трубопроводу «Дружба».

На сегодняшний день, на наш взгляд, государству необходимо:

• сформулировать принципы и этапы совершенствования системы таможенного регулирования в рамках общей реформы налогообложения нефтяной отрасли;

• актуализировать параметры Генеральной схемы развития нефтяной отрасли в части объёмов первичной переработки и баланса основных нефтепродуктов (выпуск, потребление и экспорт), развития транспортной инфраструктуры. Срок реализации Генсхемы целесообразно продлить как минимум до 2030 года.

Компаниям, в свою очередь, необходимо внимательно оценить чувствительность проектов модернизации и маржи переработки НПЗ при разных сценариях таможенно- тарифного режима, а также риски сбыта нефтепродуктов на внутреннем и внешних рынках после модернизации нефтеперерабатывающей отрасли.

АВТОРЫ

Григорий ВЫГОН

Директор Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО

Антон РУБЦОВ

Руководитель направления «Стратегия и развите бизнеса» Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО

Сергей ЕЖОВ

Главный экономист Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО

Дарья КОЗЛОВА

Аналитик Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО

(Резюме исследований авторов)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *